Главная Поиск Карта сайта
Мы в соцмедиа:
(423)258-48-09

Каталог товаров

Мелкая моторика

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в логопедических садиках так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано.

motorika2.jpg

Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными по фактуре, ворсистые и гладкие, тонкие и толстые и т. д. Это и массаж и способ познания окружающей действительности одновременно. Кроме того, следует начать массаж ладошек. При кормлении это делать лучше всего, то одну ручку, то другую, когда меняете грудь, меняете и ручку. Делайте круговые движения и разгибайте каждый пальчик.

Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек, начните учить его: загибайте пальчики, разгибайте пальчики, делайте круговые движения, лучше всего подойдет традиционная «Сорока-белобока». Не ленитесь, ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, наверняка, это станет для ребенка по-настоящему увлекательной игрой. Загибайте каждый пальчик, а большому уделите особое внимание, ведь именно он играет важную роль во всевозможных хватательных движениях. Погладьте его: «Он кашу не варил, воду не носил, дров не рубил», пусть исправляется: «вот он ходит, воду носит, дрова рубит» (пальчик двигается).

И, наконец, самое интересное для малыша: ваши пальцы движутся от большого пальца вверх по его руке, на сгибе локотка задерживаются и топчутся: «здесь водица студеная», потом задерживаются на плечике: «здесь водица теплая», скользнув на бочок: «а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток». Очень важно, что вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь.

Кроме описывания круга по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания или покалывания (пальцем): «Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе игрушки прямо на ладошке». Круг можно сделать и языком, а потом поцеловать каждый пальчик, малыш получит совершенно новые ощущения. Ближе к году просите ребенка сделать вам «Сороку-белобоку», даже если он просто дотронется до вашей ладони, обязательно хвалите.

Подрастающего крошку учим делать «Ладушки», когда вы отдыхаете и держите малыша на коленях спиной к себе, очень удобно гладить его ручки одну об другую (вначале они будут сжаты в кулачки). Вы как бы раскрываете кулачки. «Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем», стукаем ручкой об ручку, стараясь их раскрыть.

Научите малыша «гладить собачку (мягкую игрушку), показывать, как «капает дождик» — постукивать пальчиками по твердой поверхности, делать из ладошек «чашечку» и угощать кого-то, «открывать ключиком» замочек, складывать руки в замок и в щепотку.

Научите ребенка сжимать-разжимать пальцы, можно резиновые игрушки-пищалки: «Ты утенок не пищи! Лучше маму поищи». Обязательно научите махать ручкой «пока-пока».

Но самое, наверное, интересное и полезное, и для вас, и для крохи — это мини-инсценировки (или пантомима) стишков. Вы можете показывать маленькие сказки (обычно после года ребенок начинает повторять за вами наиболее простые движения), но показывать лучше начинать заранее. Сказку или стишок нужно рассказывать громко и выразительно, изображая при этом то, что вы рассказываете. В конечном счете, ваша задача сводится к тому, чтобы ребенок начал повторять движения за вами: вы рассказываете, а он изображает. Чтобы было более интересно, используйте пальчиковые театры, он способствуют также развитию памяти и речи.

В дальнейшем Вам нужно вводить в процесс игры различные вспомогательные материалы, игрушки, пособия. Самые простое и полезные игрушки, это кубики, пирамидки, шнуровки. Желательно, чтобы это были игрушки из натуральных материалов.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. «Всему свое время» — это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.

Так, с рамками-вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы после двух.

Ctrl предыдущая следующая Ctrl
Возврат к списку

Статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru